ПРЕССА

/ Просмотров: 3512

ВОЗВЫСИТЬСЯ РЕНЕССАНСОМ ХОРОВОГО ИСКУССТВА

По сути, этот хор был серьёзным пропагандистом всего лучшего, что создавалось в музыкальной культуре, кстати, не только республики. Роспуск прекрасного коллектива все минувшие годы продолжал волновать культурную общественность республики. Наконец по инициативе министра культуры КБР Мухадина Кумахова на базе Музыкального театра недавно был воссоздан хор. Мне довелось присутствовать на генеральной репетиции нового коллектива, где в присутствии министра, директора Музыкального театра Руслана Барагунова коллектив представил концерт в двух от-делениях, премьера которого, наконец, состоялась в Музыкальном театре на днях при полном аншлаге.

В первом из двух отделений концерта а капелла прозвучал ряд хоровых произведений русских, советских и кабардино-балкарских авторов. Невыразимо высокие чувства, ностальгию вызывали давно знакомые любителям хорового пения «Зимняя дорога» В. Шабалина, «Элегия» В. Калинникова, «Зимнее утро» Г. Свиридова из цикла «Пушкинский венок» и его же «Наташа».

Некогда А. Пушкин писал об удивительной пластике и разливанной мощи русской песни. Поэт - великий знаток русской души и русского фольклора, которым пронизано всё его творчество. Хор Музыкального театра в своём зачине, открыв первое отделение указанными произведениями, лишний раз подчеркнул величавый размах русской полифонии с её мажорными взлётами, пронзительным лиризмом в миноре, игривой смешливостью, лёгкостью при всём драматизме жизни народа. И с той же лермонтовской «странною любовью» ко всему русскому, давно и прочно завоевавшему сердца кабардинцев и балкарцев, проникнувшихся великим мелодическим и интонационным богатством русской музыкальной культуры.

Когда же зазвучала песня П. Афанасьева «Гляжу в озёра синие», а её мелодичность волнами полилась в зал, зрители встретили исполнение возгласами «Браво!», ибо нельзя остаться равнодушным к нашей общей Родине - России.

Патриотическая тема вольно или невольно подхватывает зрителя, который, переступая порог Музыкального театра и имея на руках программку концерта, уже предвкушал услышать «нечто» давно пребывающее где-то под спудом сегодняшней жизни, но свившей прочное гнездо в нашей памяти - песню.

Красоте свойственно отодвигать от на шей души всё косное, искусственно нам навязанное. Песенная стихия знаменитого романса из репертуара М. Магомаева

«Благодарю тебя» А. Бабаджаняна, в этот вечер вместе с хором исполненная солистом Музтеатра Рустамом Абаноковым, подтвердила непреходящее обаяние песенной классики. Подвижность и гибкость Абаноковского голоса, мастерское владение им, яркая эмоциональность воссозданного певцом образа героя вновь подтвердили - любовь вечна. Она и только она заслуживает гимнов, высоких хоральных песнопений. Всё для того, чтобы они подвигали нас расправить крылья, и жизнь продолжалась во всём своём величии. Выразительно звучало в хоре соло певицы Зухры Габуевой.

Балкарская народная песня «Гапалау», исполненная совсем молодым, но талантливым солистом театра Эльдаром Жаникаевым, кабардинские народные песни «Кавказские горы» и песня-плач, гыбза «Дорога в Стамбул», которые прозвучали в исполнении заслуженного артиста КБР Амирхана Хавпачева и заслуженного артиста КБР и РА Тимура Гуазова, воскресили в памяти зрителей страницы жизни истории двух народов республики. Вы¬разительность и насыщенность тембров и Хавпачева, и Гуазова - внушительный диапазон первого и филигранное бельканто второго давно снискали признание не только местных меломанов. Особенный пафос, особое лёгкое звучание и драматизм - масса мелодических нюансов всегда привлекали в исполнительской манере и А. Хавпачева, и Т. Гуазова.

Слаженно, эффектно, заразительно в финале первого отделения прозвучала «Кабардинка» В. Мурадели. Молодой дирижёр, он же главный хормейстер Заур Бекулов продемонстрировал сдержанное, но вполне волевое дирижирование. Думается, у наших зрителей обязательно появится повод сказать о нём: здесь, в нашем театре, расцвёл его талант и счастливо сложилась его артистическая судьба.

Все произведения второго отделения сопровождались оркестром театра под управлением дирижёра Александра Чепурного. Вальс Дмитрия Шостаковича к

кинофильму «Первый эшелон» явился своеобразной увертюрой, продолжившей удивительный вечер хоровой музыки.

Пение народной артистки Майи Бесчоковой и в этот раз явило красоту её голоса с насыщенным, полнокровным тембром, в котором, как всегда, выразительно звучали низкие ноты. В этот вечер певица покорила зал исполнением знаменитой «Ave Maria» Дж. Каччини.

«Ариозо матери» из кантаты А. Новикова «Нам нужен мир» исполнила Мадина Мамбетова, продемонстрировав широту возможностей своего красивого сопрано.

На днях на празднике, посвящённом Всемирному дню театра, жюри признало лучшей постановкой оперетту К. Листова «Севастопольский вальс» режиссёра, заслуженного деятеля искусств КБР Тамары Сафаровой. Она же стала постановщиком вечера хоровой музыки. И композиция «Солёная вода», прозвучавшая из оперетты, подтвердила потенциальность творческого горизонта, которым обладает Музыкальный театр, подаривший зрителям в этот вечер незабываемые минуты душевного подъёма.

Артистам до самых финальных аккордов представления удалось удержать высокий эстетический градус зала, так благодарно и с таким пониманием принимавшего всё происходящее на сцене. Ещё долго продолжался праздник хорового и сольного пения. Знаю, появятся и скептики по поводу вышесказанного, впрочем, когда они у нас не появлялись.

Но чтобы смикшировать их скепсис, назовём имена тех, кто органично продолжил концерт своим высоким искусством, захватив воображение зрительного зала. «Соп te Partiro» Ф. Сантори, исполненное, как всегда, с ювелирной выразительностью Тимуром Гуазовым и с мощной вокальной техникой ария Ка лафа из оперы Дж. Пуччини «Турандот», прозвучавшая в исполнении заслуженного артиста РФ Али Ташло, были встречены шквалом аплодисментов. Эти же эмоции зрители подарили дуэту А. Ташло и солистке театра Альмиры Макоевой за их вдохновенное исполнение «Застольной» из оперы «Травиата»Дж.Верди.

О вечере хоровой музыки, впечатлениях, которые пробудили артисты Музыкального театра, высоких чувствах, навеянных хором и солистами, хотелось бы говорить и говорить. Вечер того стоил, потому что всецело поглотил внимание зрителей, которые, уверена, надолго заполнят два часа, проведённых вместе с артистами Музыкального театра.

Хочется поздравить Министерство культуры и артистов с прекрасным начинанием - рождением хора, ренессансом хоровой музыки, по которой так соскучились любители этого удивительного жанра.

Светлана МОТТАЕВА.

Кабардино-Балкарская Правда 5 апреля 2016г.


Премьера на закрытие

Премьерой спектакля «Мадина» Государственный Музыкальный театр 14 июля завершил очередной, 47-й сезон.

Свою одноактную версию оперы Мухадина Балова и Хасана Карданова по мотивам поэмы Али Шогенцукова режиссер-постановщик, заслуженный деятель искусств КБР Роман Дабагов представил в сотрудничестве с дирижером заслуженным артистом РФ Натби Шабатуковым и балетмейстером – заслуженным деятелем искусств КБР Рамедом Пачевым.

Главные партии – Мадины и Заура – исполнили молодые артисты театра Роксана Кочесокова и Астемир Макоев. Заслуженный артист РФ Мухадин Батыров и народная артистка КБР Майя Бесчокова сыграли родителей героини Умара и Дисы. Также в опере приняли участие Зураб Бозиев (Касым), народный артист КБР Алим Кунижев (Джарий), заслуженный артист КБР Адам Маршенкулов (Табунщик), Карина Догова (Лалина).

Фото Татьяны Свириденко.

Советская Молодежь


Об опере «Мадина»

14 июля в Государственном музыкальном театре состоялась премьера оперы «Мадина»

М. БАЛОВА и Х. КАРДАНОВА по одноименной поэме Али Шогенцукова. В афишах премьеры было обозначено «по мотивам

А. ШОГЕНЦУКОВА». Режиссером-постановщиком выступил Роман ДАБАГОВ. Для наших читателей мы собрали комментарии об этой постановке от музыкантов, филологов и простых зрителей.

Заур ЖИРИКОВ, член Союза композиторов КБР, заведующий литературной частью Музыкального театра: «Я считаю, что это очень хорошая режиссерская работа, особенно важно и приятно, что в опере занята в основном молодежь. Есть, конечно, там и мастера сцены, но с молодыми актерами режиссером проведена большая работа. В театре сегодня есть достойная молодежь, которая при правильной работе художественного руководства театра и режиссера могут справиться со сложными произведениями, оперными партиями и русской, и советской, и западноевропейской оперной классики. Перед театром стояла задача омолодить труппу, и сейчас я убедился, что сделать это удалось.

Специфика оперного театра совершенно особая, либретто для оперы «Мадина» было написано ХАВПАЧЕВЫМ, и, исходя из него, великолепно раскрыли идею авторы музыки – М. Балов и Х. Карданов, опера «Мадина» написана на высочайшем уровне. Впервые она была представлена зрителю в 1970 году. Когда видишь этот материал в клавире, можно многого не заметить сразу, но увидев то, что происходило на сцене, я был поражен, восхищен тонким пониманием авторов, специфики музыкального театра, оперного жанра.

Я бы хотел сказать еще о том, что в данной постановке мы немножко отошли от традиционной концовки оперы. Сегодня перед нами стояла задача показать, что любовь побеждает зло. Также мы убрали из настоящей постановки революционные мотивы, героев, которые были в оригинальной опере».

Мадина ТОВКУЕВА, музыкант, руководитель управления культуры местной администрации г.о. Нальчик: «Я считаю, это большое событие - то, что национальная опера идет на подмостках нашего театра, который, к счастью, после стольких лет ремонта вновь работает. Сам факт рождения спектакля – это уже благо для нас всех. Вообще опера – самый сложный жанр в театральном искусстве, который сочетает в себе все: и театр, и живопись, и хореографию, и вокал, и симфонический оркестр. Я, как профессиональный музыкант, считаю, что все, что в этой опере исполнено – все достойно. Национальный материал изложен деликатно и оркестром, и хором. Что касается, изменений сюжета поэмы, я трактовать это не берусь: не знаю, правильно ли это, поэтому говорю о музыкальной стороне постановки. Я видела в зале много молодежи, некоторые из них впервые пришли на оперу, у них горели глаза, было видно, что им очень нравится то, что они видят. Это не может не радовать и не вдохновлять».

Ирина, зритель: «Учитывая, что ничего подобного у нас очень давно не было, эту постановку можно расценивать как событие. Конечно, у меня есть свои небольшие претензии, но не хочу говорить об этом и критиковать, тем более, что они не касаются исполнительского мастерства актеров. Сам звук в зале был не на должном уровне. Я люблю слышать текст в ариях, но здесь часто было неразборчиво слышно. Мне очень понравились мужские партии, особенно хорошо смотрелись исполнители ролей Касыма (Зураб Бозиев) и Заура (Астемир Макоев). Концовка меня удивила – изменение финала, не знаю, нужно ли это было делать. Особенно учитывая то, что опера – жанр чаще всего трагический. Но все было очень красочно, костюмы были красивыми, поэтому опера оставила хорошее впечатление».

Мадина ХАКУАШЕВА, доктор филологических наук, литературовед, внучка Али Шогенцукова: «Это грандиозное событие: постановка первой национальной оперы. Представляю, какой это колоссальный труд, и очень благодарна всему коллективу за то, что они на хорошем профессиональном уровне смогли показать это произведение.

Если говорить о том, что мне не понравилось, то это финал, и не потому, что это хеппи-энд, а потому что мне он показался слабо мотивированным. Я считаю, что если режиссер дает собственную интерпретацию литературному первоисточнику, на что он, безусловно, имеет право, это должно быть художественно убедительно и должно соответствовать художественной правде. Конечно, можно рассматривать эту концовку как символ, как мечту, как отчуждение от реальности. Но на мой взгляд, самая главная идея в этой трагической балладе заключается в следующем: даже если встречаются два совершенных, гармоничных человека и между ними возникает совершенное чувство, то в условиях несовершенного общества это чувство погибает и погибают его носители. И мне кажется, что этот константный, феноменальный конфликт покоряет меня, как и многих читателей разных поколений, в поэме «Мадина», и вот эта главная идея в опере не прозвучала. Поэтому, действительно, эта постановка «по мотивам поэмы Али Шогенцукова».

Горянка.


Завершился 47-й театральный сезон в Кабардино-Балкарском государственном музыкальном театре. Прощание со зрителями состоялось премьерой оперы «Мадина» композиторов

Мухадина Балова и Хасана Карданова по мотивам поэмы Али Шогенцукова.

К слову, первая национальная кабардинская опера «Мадина» не впервые выходит на наши театральные подмостки. Её премьера состоялась в 1970 году и была приурочена к 100-летию В.И. Ленина. В том же году опера удостоена диплома I степени на Всероссийском смотре музыкальных спектаклей. Первую постановку осуществил режиссёр Леонид Эркенов. Тогда (как, впрочем, и сейчас) «Мадина» стала крупным событием в художественной жизни республики. Опера шла без перерыва несколько сезонов, и зал всегда был полон. Позже отдельные арии, дуэты и особенно зрелищные хоровые сцены исполнялись в концертном варианте ведущими певцами музыкального театра.

Постановку новой «Мадины» осуществил режиссёр Роман Дабагов. Главные партии исполнили Роксана Кочесокова (Мадина), Астемир Макоев (Заур), заслуженный артист РФ Мухадин Батыров (Умар), народная артистка КБР Майя Бесчокова (Диса), Зураб Бозиев (Касым), народный артист КБР Алим Кунижев (Джарий). Следует отметить, что в постановке весьма удачно использованы технические возможности обновлённой сцены. Сюжет значительно изменён, развязка хоть и драматична, но не трагична, в итоге всё хорошо и радостно. Главная героиня поэмы «Мадина» А. Шогенцукова несчастна, выдана замуж насильно и в итоге умирает. Главная героиня национальной оперы в финале становится счастливой, выйдя замуж за любимого.

Завершившийся театральный год стал для Музыкального театра весьма плодотворным, об этом свидетельствуют обе премьеры: «Мадина» и оперетта «Севастопольский вальс», поставленная к 70-летию Великой Победы. По словам директора театра Руслана Барагунова, во всех постановках были заняты более ста человек – это солисты, артисты балета, музыканты и хор.

– В планах на следующий, 48 театральный сезон – работа над оперой «Риголетто» и «Алеко», – говорит Р. Барагунов. – Оба спектакля уже были в репертуаре нашего театра, но давно, так что восстановление их будет сродни новой постановке. Также будущей осенью нам предстоят гастрольные поездки в Адыгею и Ставропольский край. В новом сезоне наши зрители смогут увидеть «Мадину», «Севастопольский вальс», балет «Гимн восходящему солнцу», а также новые спектакли, к примеру, сказку «Про Федота-стрельца», работа над которой уже почти завершена, остались лишь небольшие штрихи.

Кабардино-Балкарская Правда

Анна ХАЛИШХОВА.


«Мадина» на сцене Музтеатра

В Нальчике в Государственном музыкальном театре КБР состоялась премьера оперы Мухадина Балова и Хасана Карданова "Мадина" по мотивам поэмы Али Шогенцукова, - сообщил корреспондент РИА «Кабардино-Балкария»

В центре сюжета - история любви Мадины и Заура, партии которых исполняли Роксана Кочесокова и заслуженный артист КБР и РА Тимур Гуазов.

Главную героиню насильно хотят выдать замуж ее дядя Касым и отец Умар за состоятельного селянина - Джария . Однако Мадина выражает бурный протест и по совету матери сбегает с любимым. Но с оскорбительными обвинениями на влюбленных нападают ее отец и дядя.

Джарию удается похитить Мадину. Однако Заур с друзьями появляется во дворе Джария, где идет свадьба. Завязывается потасовка, в ходе которой друзья Заура оттесняют Джария. Заур уводит свою возлюбленную.

Спустя время на сцене появляются Заур и Мадина в окружении своих детей. Они счастливы в браке, о чем свидетельствует жизнеутверждающая ария в их исполнении.

Над постановкой оперы работали режиссер-постановщик - заслуженный деятель искусств КБР Роман Дабагов, дирижер - заслуженный артист РФ Натби Шабатуков, балетмейстер - заслуженный деятель искусств КБР Рамед Пачев.

И музыка и исполнение были на высоком художественном уровне, прекрасные костюмы и впечатляющие декорации надолго запомнятся зрителям музыкального театра.

В конце оперы оглушительные аплодисменты не смолкали более 5 минут, отметил корреспондент РИА КБР.

© РИА «Кабардино-Балкария», 2015


Когда со сцены Музыкального театра прозвучали слова «Севастополь вновь вошёл в нашу гавань!», зал взорвался аплодисментами, говорит режиссёр-постановщик нового прочтения оперетты К. Листова «Севастопольский вальс», заслуженный деятель искусств КБР Тамара Сафарова. На просьбу рассказать о работе труппы над опереттой она откликнулась охотно.

– Отметить достойно 70-летие Великой Победы наш театр посчитал для себя обязательным. И не случайно выбор пал на «Севастопольский вальс», для постановки которого после нашего четырёхлетнего отлучения от здания Музыкального театра появились все условия. Мы работали на сцене Балкарского театра, за что благодарны его директору Мажиду Жангуразову. И всё же Музыкальный вернулся в родные стены благодаря главе республики.

– На какие средства вам удалось осуществить постановку «Севастопольского вальса»?

– Благодаря выделенному гранту нам удалось поставить оперетту в наикратчайшие сроки, в общей сложности за два месяца. Мы понимали свою ответственность, волнений было много. Одно дело – заявить о намерениях, другое – осуществить задуманное. Но, как говорится, риск иногда себя оправдывает. Нам повезло, ибо артисты театра оказались коллективом единомышленников. Хор, балет, оркестр, солисты, постановочные службы, швейный цех мобилизовались и решили много проблем.

Хочу поблагодарить директора театра Руслана Барагунова. Он всё держал на контроле, обеспечил всё необходимое, присутствовал на всех репетициях. Это придавало всем службам и мне, режиссёру, уверенность. Заведующая постановочной частью Валентина Мисхожева проявила творческую инициативу, как и художественный руководитель Натби Шабатуков, главный режиссёр Роман Добагов, балетмейстер Рамет Пачев. Главный художник Владимир Шхацев смог создать достойное оформление, предельно акцентируя глубину сценического пространства, где гордо и объёмно высилась стела, выходящая из моря – символика Севастополя.

– Я не один год наблюдала вашу работу режиссёра. Вернёмся к слову «акцент»: вы нашли свой или пошли по накатанной колее старой постановки?

– Мой акцент заключался в том, чтобы сделать более массовыми массовые сцены, извините за тавтологию. Получилось. Очень интересно сработали хор и балет театра. Мне удалось использовать приём проекционного моря, у которого прогуливаются прохожие, влюблённые парочки. Первый акт начинается с пролога, который мне пришлось самой написать, включив военные кадры. Причём я заняла здесь актёров, когда-то игравших в первой постановке режиссёра Анатолия Шереужева. На сцене были артисты Галина Таукенова, Шахадат Наршаова, Алим Кунижев, Адам Маршенкулов.

Интересные, запоминающиеся образы создали Рустам Абаноков (Дмитрий Аверин), обладатель красивого голоса. Второй спектакль пел пока ещё студент СКГИИ Астемир Макоев – с хорошими вокальными данными, подающий большие надежды. Роль героини играли Альмира Макоева и Джульетта Мезова, разные по темпераменту, но очень убедительно борющиеся за своё счастье девушки, прошедшей всю войну. Третьей исполнительницей роли Любаши станет Лейла Гуртуева.

Блистательного офицера Генку Бессмертного сыграл артист Мухадин Кумыков, его партнёр – Радик Карданов. Тётя Дина – Черноморская льдина – актрисы Наталья Морозова и Мадина Мамбетова. Разные по колориту, но очень самобытные.

Роль Боцмана играли артисты театра Зураб Базиев и Алим Шаов. Роль Рахмета исполняли молодые актёры Кайсын Холамханов и Хусейн Созаев. Зрители встречали их восторженными аплодисментами.

– Оперетта – синтетический жанр, здесь целый спектр изобразительно-выразительных рисков. Кто отработал хореографические сцены?

– Рамет Пачев не впервые демонстрирует мастерство. Танцевальные номера солистов и балета были точны и профессиональны. Постарался и дирижёр Александр Чепурной, оркестр звучал образно и без сбоев. Роль молодой цветочницы Зиночки исполняли Ольга Кантемирова и Роксана Кочесокова. Анне Макоевой предстоит сыграть Зиночку в третьем спектакле. Много было эпизодических ролей, с которыми успешно справились артисты хора. Роль Нины Бирюзовой исполняли артистки Асият Черкесова и Дина Белоцерковская. Удачно исполнившими вокальную партию капитана третьего ранга были молодой артист Алим Кодзоков и его дублёр Тимур Гуазов.

Художник-постановщик – Владимир Шхацев, хормейстеры – Юрий Бицуев и Заур Бекулов, костюмы Рузанны Дацирхоевой.

– В ближайшем будущем чем порадуете зрителя?

– Хочу успеть выпустить до конца театрального сезона сказку Леонида Филатова «Стрелец, удалой молодец». На закрытие театрального сезона театр готовит оперу Мухадина Балова и Хасана Карданова «Мадина» в постановке режиссёра Романа Дабагова. Главный дирижёр и художественный руководитель – Натби Шабатуков.

Двери театра всегда открыты для зрителя. 22 июня состоится третий спектакль оперетты «Севастопольский вальс». Надеюсь, вновь будет аншлаг.

Светлана МОТТАЕВА

Кабардино- Балкарская Правда 8 июня, 2015.


Вальс о войне и о любви

В Государственном музыкальном театре состоялась премьера оперетты «Севастопольский вальс» в постановке Тамары Сафаровой.

Самая известная и популярная оперетта Константина Листова была создана в 1961 году специально к двадцатилетию начала Великой Отечественной войны. Ее ключевым стержнем стал хит того периода «Севастопольский вальс», который, в свою очередь, был написан в 1955 году. Этот нумерологический ряд был продолжен и в год 70-летия Победы, и также обернулся несомненной удачей.

Аплодисменты зазвучали с первых же минут спектакля, когда оркестр театра под управлением Александра Чепурного с необыкновенным воодушевлением заиграл увертюру.

Тамара Сафарова, будучи опытным, авторитетным театральным режиссером, доказала, что при умелом подходе современные технологии не вредят сценическому действу, а идут ему только на пользу. В «Севастопольском вальсе» был успешно использован огромный видеоэкран. Благодаря кадрам документальной видеохроники и ландшафтным съемкам зрители в первом действии ощущали себя свидетелями военных действий на Инкерманских высотах близ Севастополя. А во втором – гуляли на Приморском бульваре, любовались видами бухты, следили за маяком.

Но как бы удачно ни вписывались в постановку мультимедийные средства, первым показателем ее успеха являются артисты. Актерский ансамбль «Севастопольского вальса» сработал слаженно, в едином порыве и с настоящим куражом. И хор театра, и хореографический коллектив в полной мере продемонстрировали свои способности – весьма впечатляющие, вызвав настоящую овацию зала.

Залогом успеха постановки стали и образы так называемых героев второго плана, настолько глубоко и объемно раскрытых артистами, что они вполне могли соперничать с протагонистами: например, Дины (Наталья Морозова, Мадина Мамбетова) или Бессмертного (Мухамед Кумыков). А Кайсын Холамханов так виртуозно и искрометно сыграл небольшую роль Рахмета (которому в одной картине приходилось одновременно плясать очень сложный танец и петь), что не только напоминал знаменитого капитана Джека Воробья, но полностью и безоговорочно завоевал сердца публики.

И, конечно, «Севастопольский вальс» это не только рассказ о войне и мире. Это история о любви и преданности. История, которая заставила зрителей не просто внимательно следить за перипетиями отношений Дмитрия Аверина (Рустам Абаноков, Астемир Макоев) и Любаши Толмачевой (Альмира Макоева, Джульетта Мезова), но буквально проживать эту историю с ее участниками: огорчаться, радоваться и неожиданно, но от души аплодировать, когда герой, разрешив мучительные отношения, сделав все, как должно быть, в конце концов, обрел свою настоящую любовь.

Наталия Печонова.

Фото Татьяны Свириденко.

Газета - Советская Молодежь


Энтузиазм Артистов и Гром Аплодисментов

Большим двойным праздником назвал это событие и.о. министра культуры

Кабардино-Балкарии Мухадин Кумахов, сказавший: «Мы давно мечтали об

этом дне, и вот он, наконец, настал. Если бы не твердая позиция руководства

республики, сегодня вряд ли бы мы смогли собраться в отреставрированном

зале Музыкального театра». Он поздравил всех сотрудников Музыкального

и Русского драматического театров с возвращением на родную сцену, а

также всех театралов Кабардино-Балкарии, выразив от их имени надежду

увидеть новые, интересные работы.

А то, что эти надежды непременно оправдаются, артисты театра

убедительно продемонстрировали на концерте, где весь вечер царили

только «живая музыка» и «живой звук». Более того, зрители, заполнившие

зал, смогли стать свидетелями лучшей оперной традиции, когда певцы

пели и без микрофона! Так, например, это сделал заслуженный артист

РФ Али Ташло, который выступил в дуэте с молодой солисткой

Анной Макоевой. Также, без фонограмм вокальный коллектив театра

представил отрывок из оперы Мусоргского «Хованщина» (солисты

Амирхан Хавпачев и Суфьян Шугонов).

Казалось, невозможно превзойти энтузиазм артистов и поддержку публики, царившие на

закрытии предыдущего сезона («СМ»№ 28, 2014). Оказалось – можно! Заслуженный артист

РФ Мухадин Батыров, исполнивший каватину Фигаро из оперы Россини «Севильский ци-

рюльник», вновь превзошел себя, что было по достоинству оценено зрителями, устроившими

настоящую бурю аплодисментов, которую сами же и перекрывали криками «Браво!»

Столь же горячо был принят и хореографический номер «Древо жизни» (композитор Аслан

Готов, балетмейстер Рамед Пачев). Впрочем, все выступления не остались неоцененными, в чем

была заслуга как артистов – Натальи Морозовой, Альберта Хупсергенова, Анжелики Хаку-

ловой, Тимура Гуазова, Рустама Абанокова, Мадины Мамбетовой, Халимат Гергокаевой,

Альмиры Макоевой, Дины Белоцерковской, Астемира Макоева и др., – так и режиссеров

Романа Добагова и Тамары Сафаровой, сделавших программу вечера широкой и разноо-

бразной. Верди, Чайковский, Лайс, Сен-Санс, Дунаевский, Кулов и т.д. – на концерте звучала

музыка русских, зарубежных, российских композиторов и музыкантов Кабардино-Балкарии

Наталия Печонова. Советская молодежь 22 октября 2014 года.


ПРЕОБРАЗИВШИЙСЯ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР ОТКРЫЛ СЕЗОН

Вчера здание Государственного Музыкального театра впервые после ремонта и реконструкции гостеприимно распахнуло двери – состоялось долгожданное торжественное открытие 47-го театрального сезона.

– Это большой праздник для всех наших сотрудников, – сказал директор театра, заслуженный деятель искусств КБР Руслан Барагунов. – Четыре года мы не имели своей сцены и сегодня, наконец, открываем очередной театральный сезон практически в новом помещении. После ремонта наш театр не узнать, настолько он преобразился. И я рад, что сегодня на сцене рядом с именитыми артистами – молодые ребята,выпускники творческих вузов. Их имена ещё только предстоит узнать публике. Исполняющий обязанности министра культуры КБР Мухадин Кумахов, открывая официальную часть, отметил: – Если бы не твёрдая позиция руководства республики,сегодня вряд ли бы мы смогли собраться в отреставрированном зале Музыкального театра. Но этот день состоялся, и я искренне поздравляю сотрудников Музыкального и Русского драматического театров с тем, что они вновь обрели «домашнюю» сцену. Надеюсь, мы увидим на ней много новых интересных постановок.Грянул полонез из оперы «Евгений Онегин», и под звуки танца, которым в прошлые века открывали светские балы, на сцену вышли артисты Музыкального театра, приветствуя зрителей. Большой праздничный концерт открыл «Тост графа Орловского» из оперетты «Летучая мышь» И. Штрауса в исполнении молодого певца, выпускника Саратовской консерватории Рустама Абанокова. Номер стал своеобразным приветствием: «Друзья мои, я очень рад, что вы пришли на маскарад. Призываю всех и пусть звучит ваш смех!». В программу концерта также вошли шедевры русской и мировой музыкальной классики, произведения местных авторов.

Анна ХАЛИШХОВА.

Фото Артура Елканова Кабардино-Балкарская Правда 17 октября 2014 года.


Закрылись с аншлагом

10 июля Государственный музыкальный театр КБР закрыл очередной сезон. Мероприятие проходило при аншлаге в Государственном концертном зале, с трудом вмещавшем всех желающих. Но, как заметил Мухадин Кумыков, который вместе с Джульеттой Мезовой вел вечер, все же есть надежда, что осенью Музыкальный театр, наконец, откроет свои двери.А пока танцоры, певцы и музыканты ГМТ в очередной раз доказали, что для настоящих артистов ничто не может быть помехой, выступая с неподдельным энтузиазмом и при горячей поддержке публики.Русская и зарубежная классика, народные песни, оперетта, эстрада, мюзиклы, – в этот вечер не было жанровых ограничений.Примечательно, что второе отделение представляло собой стопроцентно «живые» номера, так как в нем играл оркестр театра под управлением замечательного дирижера Александра Чепурного и его молодого, талантливого коллеги Азамата Лакунова.Своим искусством поклонников порадовали: Камилла Кушхова, Аслан Балкаров, Роксана Кочесокова, Нурби Князев, Халимат Гергокаева, Залим Гучев, Юлианна Шабатукова, Рустам Абаноков, Мадина Мамбетова, Альмира Макоева, Зураб Бозиев, Дина Белоцерковская, Анна и Астемир Макоевы. Также на закрытии сезона выступили заслуженные и народные артисты КБР Валерий Кайцуков, Майя Бесчокова, Наталья Морозова, Наталья Азаматова и отмечавшая 10 июля свой день рождения Асият Черкесова; заслуженный артист Республики Адыгея Тимур Гуазов; заслуженные артисты РФ Али Ташло, Альберт Хупсергенов и Мухадин Батыров. Как молодые актеры, так и признанные звезды театра с огромным воодушевлением представили хореографические и вокальные номера из произведений Адана, Дунаевского, Кьяра, Рахманинова, Сартори, Верди, Чайковского, Леграна, Лея и многих других композиторов.

Советская Молодежь 16.07.2014

На пуантах. Балет в Кабардино-Балкарии пользуется популярностью.

Пятьдесят лет назад в Нальчике состоялась первая балетная постановка – премьера спектакля «Лялюца». С тех пор классическое танцевальное искусство обрело здесь массу поклонников.

Первые па – из прошлого века

– За 50 лет поставили почти всю мировую и советскую классику: «Лебединое озеро» Чайковского, «Эсмеральду» Пуни, «Тропой грома» Кара-Караева, «Бахчисарайский фонтан» Асафьева – всего не перечислишь, – рассказывает директор государственного музыкального театра КБР Руслан Барагунов. – В восьмидесятые из самых ярких – три одноактных балета «Приглашение к танцу», «Болеро» и «Барышня-хулиган». В девяностые был спад. А потом вернулась на родину наша знаменитая землячка – Роза Хакулова. Долгие годы была солисткой Красноярского театра оперы и балета, преподавала. Много сделала для возрождения балета в КБР.

Для пополнения труппы при театре планируют открыть хореографическую студию. Так было в самом начале, когда в 1964-м на сцене Государственного драматического театра КБР представили первую балетную постановку «Лялюца», заявив о рождении в горной республике этого вида искусства. А спустя четыре года новое здание уже собственного Музыкального театра открыли очередной премьерой – балетом «Аминат». В Нальчике надеются, что новый театральный сезон этой осенью начнётся в уже отремонтированном здании, процесс его реконструкции затянулся…

– Сегодня ставим спектакли для взрослых и детей. Играем на разных площадках как в КБР, так и в других регионах. Принимают балет очень тепло. Всё, что сделано талантливо и с душой, непременно находит своего зрителя и понимание, – говорит Барагунов. – Одна из наших постановок – «Гимн восходящему солнцу» – по кавказским легендам и на музыку национальных композиторов. Сюжеты нартских эпосов, сказаний и легенд очень интересны и будоражат творческое воображение, что немаловажно для постановщика: нужно увидеть образы, выстроить в пространстве.

Нарты из Нальчика

Традиционный народный танец, безусловно, в фаворе. Но очевидно, что профессиональный балет на национальной сцене Кабардино-Балкарии состоялся и завоевал поклонников. Подтверждение тому – полувековая история постановок, премьер, погружение в мировую культуру и создание своей, кабардино-балкарской летописи балета. Первые строки в ней написаны ещё в 1957-м.

– Это была первая попытка постановки оперы-балета «Нарты», – рассказывает главный балетмейстер театра Рамед Пачев. – Каждый раз поиск. Думаю, что нам тоже удалось подняться на новую ступень в этом направлении.

Сценические полотна Рамеда – многокрасочны и многолики. «Волшебная свирель Ашамаза», «Гимн восходящему солнцу» – скорее не балетные постановки, а уже что-то более эпическое, широкое – не только числом выходящих на сцену, попыткой совместить народный орнамент с классическим рисунком балета.

Аргументы и Факты Ставрополь 14.07.2014

Зрители смогли насладиться звучанием старинных

русских романсов, песен, отрывками из классических

балетов. В который раз покорила публику незабываемая

красочная хореографическая картина «Адиюх».

– На мой взгляд, завершившийся сезон стал для нас

очень плодотворным, – сказал директор Государственно-

го музыкального театра Руслан Барагунов. – Поскольку

в собственном помещении театра ещё не завершён

ремонт, мы делали упор на выездные концерты, побы-

вали во всех районных центрах и многих сёлах нашей

республики. Дважды гастролировали – в Ставрополе

и Владикавказе. Сумели обновить свой репертуар не-

сколькими новыми постановками, среди которых по-

следняя работа – музыкальная сказка по произведению

Л. Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца»,

которую ещё не видел наш зритель. Спектакль сдан на

днях, весёлой поэтической фольклорной комедии только

предстоит порадовать наших театралов в будущем се-

зоне. Откроем же новый сезон «Мадиной» – первой на-

циональной оперой по поэме А. Шогенцукова, авторами

которой являются композиторы М. Балов и Х. Карданов.

И с осени приступим к работе над опереттой К. Листова

«Севастопольский вальс», премьеру которой мы посвя-

тим 70-летию Великой Победы.

Кабардино-Балкарская Правда 12.07.2014